среда, 3 октября 2012 г.

Индустрия фальшивок в США


В Соединенных Штатах действует закон, регулирующий правовой статус копий платежных документов, денежных знаков, удостоверений личности и т.д. Он запрещает изготовление ценных бумаг и документов в подлинных размерах и цветах.
О том, сколь пунктуально, следуя не духу, а параграфам законов, в США издавна борются с подделками, может показать такой, на наш взгляд курьезный, случай.
В 1893 году на Международной ярмарке в Чикаго свои картины, написанные маслом, выстаьил художник из Огайо Чарльз Меурер. На одном из полотен среди других предметов были изображены три американские банкноты разных достоинств. Художник-реалист воспроизвел их на холсте во всех подробностях.
Несколько дней спустя, после того как картину выставили на обозрение, федеральные власти конфисковали полотно, а самому Меуреру было предъявлено обвинение в нарушении закона, который запрещал воспроизводить денежные знаки Соединенных Штатов Америки.
Можно сказать: ерунда, копии, в конце концов, сделаны маслом на полотне. Разве это преступление? Но закон не детализировал, где можно воспроизводить деньги, а где нельзя. Он запрещал это делать, и власти поступали строго по закону.
Конечно, полотно художнику спустя какое-то время вернули, но не раньше, чем банкноты были перечеркнуты красными, ярко видимыми линиями погашения.

Банкнота Резервного банка США номиналом в 10 долларов, искусно
превращенная в 100 долларов. Понять это легко, если обратить внимание на то, что дизайн знака принадлежит 10 долларам.


Не следует думать, что фальшивки обязательно делаются на самом высоком техническом уровне. Помимо «индустриального» метода, распространен и обычный — ручной, рассчитанный на доверчивых простаков и просто невнимательных людей.
Делаются рукотворные знаки достаточно просто. Ловкий художник подрисовывает недостающие нули к единице или вообще перерисовывает цифры номиналов. Применяется и метод подклейки, когда цифры вырезаются из банкнот меньших номиналов и вклеивают ся так, что человек (особенно, если он не привык иметь дело с валютой) легко становится жертвой обмана.
В целях защиты денежных знаков, особенно банкнот высоких достоинств, специалисты продолжают усиленный поиск новых средств. Технический прогресс оказывает постоянное воздействие на сам облик денежных знаков. Они периодически меняют внешний вид, совершенствуются. Диалектику этого процесса в свое время проницательно отметил К. Маркс. «Получило ли бы изготовление банкнот, — писал он, — такое усовершенствование, если бы не существовало подделывателей денег?»
Второе, не менее важное, обстоятельство связано с желанием удешевить выпускаемые знаки, сделать их более износоустойчивыми, долговечными.
Методы защиты банкнот от злоумышленников многообразны и применяются давно. В процессе подготовки оригиналов и печатных форм граверы прятали в элементах оформления так называемые «защитные» знаки. В этом деле каждый специалист изощрялся в меру своего таланта и мастерства. В определенных частях рисунка делались едва заметные глазу разрывы линий, кое-где добавлялись контрольные штрихи, вроде бы случайно появившиеся точки. В сетке, образующей виньетки, розетки и другие украшения, также шифровались условные признаки подлинности.
Защитную роль играла и бумага. На нее в процессе производства наносились водяные знаки — сложные и многообразные рисунки, очень трудно воспроизводимые в кустарных условиях. Коллекционеры знакомы с фальшивыми совзнаками достоинством в 1000, 5000, 10 000, 25 000, 50 000 и 100 000 рублей образца 1921 года. Сделаны они типографским способом и весьма похожи на курсировавшие купюры. Однако даже человек малоопытный в состоянии отличить фальшивки — на них нет водяных знаков. Поэтому мошенники старались сбывать свою продукцию, подмешивая поддельные знаки к большим суммам подлинных. Не проверяли же люди миллион рублей, выплаченный 10-тысячными банкнотами, разглядывая каждую бумажку на просвет.
Известны и другие старые способы придания специальных охранительных свойств денежной бумаге. В нее, например, при производстве заделывают тонкие цветные волокна шелковых или синтетических нитей. Так, на бумаге, которая шла на производство знаков достоинством в два червонца образца 1928 года, хорошо заметны микроскопические красные прожилки. Это банкноты подлинные.
Важные охранительные функции выполняет сложная цветовая гамма рисунка денежных знаков. Художники добиваются того, чтобы у купюр каждого номинала был один, хорошо запоминающийся населению господствующий цвет. Но в то же время делают это так, чтобы основной тон складывался из разных оттенков. Многие уже заметили, что современные банкноты заметно «посерели», то есть утратили яркость красок. Это делается в целях защиты их от простейшего ксерокопирования. Блеклые цвета, которые на одном листе сочетаются с яркими, не прорабатываются аппаратурой, выглядят провалами. На банкноты в определенных местах наносятся штрихи, воспроизвести которые копировальная техника не в состоянии.
Содержат в себе секреты и сами современные краски. Например, в некоторых случаях в их состав добавляют вещества, которые с помощью приборов позволяют безошибочно отличать подлинные деньги от подделок.
В числе защитных средств используется заделка в банкноту специальных металлизированных узких и широких ленточек. На первом этапе на просвет они выглядели черными линиями. Теперь ленточки усложнились, стали «ныряющими». На поверхности банкноты они видны в виде блестящих прямоугольных фрагментов, на которых микрошрифтом напечатано название банка-эмитента. В других случаях, разглядывая банкноту перед источником света, можно увидеть ленточку с внутренними прописями. На 50 долларах США со стороны левого поля внутри бумаги размещаются многократно повторенные надписи: «USA50 USA». На стодолларовой купюре читаем: «USA 100 USA».
Микрошрифт также в числе современных защитных средств. Сделанные чрезвычайно маленькими буквами надписи для невооруженного глаза кажутся простыми линиями оформления. Но если поглядеть на них через увеличительное стекло, то прочитаешь надпись. Например, такую: «Банк России. Банк России». Надпись тянется на протяжении избранной художником длины и создает иллюзию линии. Ксерокопированием микрошрифт не воспроизводится.
К новым средствам защиты относятся голограммы, которые несут на себе невоспроизводимые фальсификаторами рисунки и под различным углом зрения меняют свой цвет в широком диапазоне.
И все же подделыватели денег трудятся...
С фальшивомонетничеством связано немало курьезных историй. Среди них такой буквально анекдотический случай, имевший место в Перу. В столице страны, Лиме, были обнаружены фальшивые перуанские банкноты — соли. Поиски, которые вела полиция, не увенчались успехом. И вдруг разгадка преступления пришла как бы сама собой. Один из преступников, отбывавший срок наказания в столичной тюрьме, донес властям, что его сообщники по заключению организовали в тюрьме денежную фабрику. «Монетный двор» надежно охранялся полицией, которая «ничего не видела, ничего не слышала». Перед судом встал вопрос: как быть с преступниками? Они ведь и без того отбывали пожизненный срок заключения...
Все перечисленные нами методы защиты денежных знаков от злоумышленников государство использует для того, чтобы уберечь сферу обращения и не пострадать от наводнения поддельных денег. Но фальшивки гуляют по миру прежде всего потому, что мы не умеем оберегать свои денежные интересы и нередко подставляемся фальсификаторам сами.
Как же избежать обмана и не напороться на фалытак?
Наша страна давно перестала быть страной советов, особенно бесплатных. И все же мы их дадим, в зачет той суммы, которую читатель заплатил за эту книгу.
  • Попав в чужую страну, валюта которой вам незнакома, никогда не совершайте обменных операций и не покупайте деньги с рук. Иностранцы — один из самых желанных объектов фальшивомонетчиков и мошенников.
  • Не совершайте крупных сделок в обстановке, когда у вас нет возможности пересчитать всю сумму денег, вручаемую вам в пачке.
  • Не стесняйтесь хотя бы бегло просмотреть банкноты на наличие на них водяных знаков. Такое действие никогда не является признаком недоверия к тому, кто вам платит. Оно лишь показатель вашего серьезного отношения к деньгам.
  • Считая деньги, просматривайте номера банкнот. Повторение одних и тех же цифр и букв серий убедительно свидетельствует, что вам вручили подделки.
  • Не стесняйтесь при счете послюнить палец и наиболее подозрительную банкноту проверить на прочность краски. Ксерокопированная купюра такого испытания не выдерживает.
  • Помните: ни одно государство в мире не несет ответственности перед теми, кто стал жертвой мошенничества и обмана. Помимо того что фальшивая валюта у вас будет конфискована, вас заставят немало поволноваться, таская по полицейским участкам, или предложат походить в нашу родную милицию.

И еще один совет. Даже в некоторых обменных пунктах иностранной валюты в наших городах и даже в Москве вас могут попытаться надуть при операциях обмена. Найример, так. Кассир объявляет, что одна из поданных вами долларовых бумажек вызывает подозрение. В таких случаях он имеет право задержать банкноту для проведения экспертизы. В подобных случаях сразу же требуйте составления акта с точным описанием реквизитов вашей купюры: ее серии, номера, названия эмиссионного банка. И не стесняйтесь проверить акт экспертизы, который вам после ее проведения обязаны предъявить. Постарайтесь заранее сообщить о своих будущих действиях кассиру. Очень часто из-за испуга оказаться замешанным в историю с фальшивыми банкнотами клиент в обменном пункте больше не появляется и теряет свои деньги.


Комментариев нет:

Отправить комментарий