четверг, 2 августа 2012 г.

Бухарские «коврики»


Две денежные купюры. Одинакового внешнего вила размера и цветов. На них одинаковая дата — 1338— 1919 год. Первые цифры — дата по мусульманскому календарю — хиджре, вторая — в переводе на григорианское летоисчисление. У обеих банкнот общий номинал — 10 000 теньгов.
Тем не менее эти знаки принадлежат разным эпохам, более того, разным государствам.
Вглядимся в надпись, начертанную арабскими знаками в малом центральном круге первой банкноты. Она гласит: «Выпущено по высочайшему повелению». Любители высокого монархического слога могут перевести для себя и так: «по августейшему повелению».
Это денежный знак Бухарского эмирата, государства, существовавшего до Октябрьской революции на территории Средней Азии.

На второй купюре в том же малом верхнем круге мы видим уже не текст, а эмблему — серп и колос, наложенные друг на друга наперекрест.
Эту купюру со старых печатных форм выпустили уже в Бухарской Советской Республике, которая в 1920 году возникла на развалинах эмирата. Вынужденные спешно подготовить эмиссию, финансовые органы молодой республики сохранили старый образец денег, заменив лишь некоторые надписи. В частности, на обороте старых банкнот имелись подписи «благородного управляющего личными делами эмира», «благородного скретаря» и не менее благородного «казначея великого нкударства». Так вот, подписи этих сиятельных чиновников сменились другими.
На банкнотах советской Бухары появилась надпись, ообщавшая, что они выпущены по постановлению Буртскoro Центрального революционного комитета. Здесь и располагались подписи новых должностных лиц — министра финансов Бухарской Советской Республики и Правительственного контролера.

Два внешне не схожих знака разделены бурными событиями социально-экономических преобразований. И только текст, сохранившийся в центральном медальоне, подчеркивал сохранявшуюся связь времен: «Печатано в благородной Бухаре. Кто произведет подделку этого, подвергнется наказанию, согласно священного шариата».
Бухарский эмират был феодально-деспотическим мусульманским государством. Оно занимало часть территории современного Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и фактически являлось колонией царской России.
Октябрьская революция принесла эмирату государственную независимость. Подчеркивая этот факт, правительство России учредило в Бухаре свое политическое представительство. Уже в марте 1918 года Россия заключила с эмиром Сейид-Алимханом мирный договор.
Однако Алимхан, опасавшийся за судьбу деспотии, стал налаживать тайные контакты с англичанами, которые оккупировали Закаспийскую область Туркестана — нынешнюю Туркмению. В глубокой тайне из Бухары в стан интервентов выезжали представители эмира. В частности, роль посланников исполняли Мирза Салимбек Парвончи и Абдурауф Караван-беги. Они вели переговоры о вступлении англичан в Бухару.
Осенью 1918 года английский генерал Маллесон, возглавлявший британские интервенционистские силы в Средней Азии, направил к эмиру караван с оружием и боеприпасами. Вместе с караваном двигались десять британских офицеров, в обязанность которым вменялось стать военными советниками в войсках эмира.
Алимхан торопил англичан с приходом, поскольку демократическое движение в эмирате нарастало. В феврале 1919 года вспыхнуло восстание в Шахрисабзе, в марте восстали Каракуль, Гинджуван, Вабкент; в апреле — Карши.
7 июля 1920 года эмир открыто разорвал отношения с Россией и Туркестанской Республикой. Он обнародо-нал указ, который призывал правоверных к газавату — священной войне против русских.
Надо ли доказывать, что эти события всерьез обеспокоили Ташкент и Москву? Тем более что разведка сообщала об агрессивных замыслах эмира, направленных против России.
28 августа в Чарджуе (ныне Чарджоу) началось вооруженное выступление рабочих. В пределах эмирата вспыхнуло восстание. Временный комитет восставших, который возглавлял Бяшим-Сардар, обратился за помощью к России.
2 сентября 1920 года штурмом была взята крепость Старая Бухара. Огнем артиллерии и ударами с воздуха подавили сопротивление цитадели, которая оборонялась за стенами в десять метров высотой и пять метров толщиной. Эмир бежал на юг, под защиту англичан.
7 ноября 1920 года полномочный представитель России при правительстве Бухарской Советской Республики объявил о признании ее Москвой.
Заключая союзный договор, правительство России безвозмездно передало бухарскому народу все принадлежавшие России по праву собственности земли, городские участки, заводы, фабрики, строения, расположенные в пределах эмирата.
Верховной властью в Бухаре был объявлен Всебу-харский курултай. В промежутках между его сессиями власть осуществлял Центральный исполнительный комитет курултая. Исполнительная власть принадлежала Совету народных назиров (министров).
Боны Бухары интересны своими надписями и символикой, в которых хорошо просматриваются и традиции Востока, и новые веяния, принесенные революцией. На денежных знаках Бухары государственная принадлежность обозначалась довольно примитивными изображениями герба. В его состав в некоторых вариантах входили урак (среднеазиатский серп), перекрещенный с колосом. В других случаях в нем присутствуют пятиконечная звезда, стебли джугары (среднеазиатского злака), перекрещенные заступ и кетмень (азиатская тяпка). Можно увидеть иногда и традиционный для исламских стран полумесяц. Все это свидетельствует, что изображения не были строго зафиксированы каким-либо законодательным актом, а зависели от квалификации и вкуса художников.
Интересно проследить и те изменения, которые касаются полиграфического оформления денежных знаков. Поначалу купюры печатались примитивным способом с применением обычных масляных красок. Они имели значительные отклонения в тонах, детали рисунка получались неодинаковой толщины и т.д. Номера на знаки кассиры проставляли вручную, используя при этом чернила разных цветов.
По мере укрепления союзнических и экономических отношений БНСР и РСФСР положение в денежном производстве менялось в лучшую сторону.
С 1922 года на знаках Бухары появился унифицированный герб республики.
В центре окружности помещено изображение пучка стеблей хлопчатника с коробочками. На стебли наложен урак — среднеазиатский серп. Внизу в декоративном свитке надпись арабской вязью: «Бухарская Народная Советская Республика».
По мере укрепления полиграфической базы бухарской экспедиции по заготовке государственных бумаг в обращение стало поступать все больше знаков, отпечатанных типографским методом с применением денежной бумаги с водяными знаками.
Немалый интерес представляет сегодня довольно редкая купюра достоинством в 1000 рублей. Она отпечатана на плотной бумаге лиловой краской с высоким качеством в 1922 году.
Известен интересный знак с опечаткой. Он выпущен в ходе деноминации, когда знаки старого образца обменивались на новые в соотношении 100 рублей старыми за один рубль новыми. Однако на банкноте номиналом в пять рублей ошибочно указано «5000 рублей» вместо положенных 500 рублей.
Денежные знаки Бухары весьма красочны и экзотичны. Почти сразу после их появления коллекционеры стали называть новые банкноты «ковриками». Сегодня «коврики» — весьма редкие экспонаты в коллекциях бонистов и краеведческих музеев. Самое интересное, что найти эти знаки у коллекционеров в России куда проще, нежели в Средней Азии. Увидят ли потомки современных узбеков и таджиков эти деньги лет через двадцать — никто уверенно сказать не сможет.
Редкая банкнота Бухары. 1000 рублей. 1922 г.
Мы учимся беречь природу, окружающую нас среду. Учимся, но пока успехов на этом поприще не так уж и много. Но разве свидетельства материальной культуры не та же среда, в которой мы проживаем? Ломая памятники, уничтожая кажущиеся ненужными нам сегодня книги, не умея сохранять вышедшие из обращения деньги — не наносим ли мы тем самым вред себе и будущим поколениям? Не пора ли научиться собирать и беречь все, что связано с историей страны, что рассказывает о ее бедах и достижениях, о ее славе и утерянном величии?


Комментариев нет:

Отправить комментарий